Friday, 5 April 2024 to Sunday, 7 April 2024

Музыка А. Г. Шнитке к пушкинской трилогии А. Ю. Хржановского: синтез прошлого и настоящего

Fri5 Apr01:45pm(15 mins)
Where:
CWB Syndicate 2
Presenter:
Megumi Hanya

Authors

Megumi Hanya11 Personal, Japan

Discussion

Доклад посвящен изучению музыки Альфреда Шнитке (1934–1998) к трем анимационным фильмам Андрея Хржановского (1939– ), созданным по рисункам А. С. Пушкина: «Я к вам лечу воспоминаньем» (1977), «И с вами снова я...» (1980) и «Осень» (1982). В 1960–1980-е годы они работали вместе над семью фильмами, и эта трилогия стала их последним совместным произведением. Исследование актуально для изучения творчества Шнитке, поскольку сам композитор отмечал влияние идей Хржановского на свою музыку, ее полистилистику, использование произведений и стилей прошлых эпох. В интервью с М. Ф. Нейман Шнитке говорил: «И в трилогии по Пушкину […] всегда были какие-то задачи концепционные, а не иллюстративные, и была постоянная возможность некой игры стилями, чрезвычайно меня интересовавшая». Однако до сих пор нет ни одного исследования, в котором анализировалась бы музыка к данной трилогии с использованием автографов партитур Шнитке, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии (Москва) под № 4681. Изучение данных источников впервые раскрывает в полной мере детали «игры стилями» в творчестве Шнитке того периода. В работе задействованы, помимо этого, следующие материалы: 1) видео фильмов; 2) архивные документы, связанные с историей создания кинолент и хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва); 3) воспоминания режиссера и композитора о создании фильмов; 4) интервью, данное Хржановским в личных встречах с автором доклада 26‒30 января 2023 года. На основе проведенного исследования будет представлена система композиционных приемов Шнитке, связанная с различными видами цитирования и имитации стиля других композиторов: от эпохи барокко до современности, от Западной Европы до России. Среди сочинений, к которым он обращался, — произведения А. Вивальди, И. С. Баха, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, В. П. Титова, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича и т. д. Будет показано, что, как и в других полистилистических опусах того периода, Шнитке использовал музыкальное наследие своих предшественников, стремясь к синтезу прошлого и настоящего. В то же время выбор композитором первоисточников и методы их переработки в значительной степени определялись режиссерскими замыслами. В свою очередь, полистилистические приемы Шнитке привносили новые смысловые пласты в интерпретацию Хржановским философских и поэтических идей поэта. В докладе будет также рассмотрено, как авторы фильма проецировали творческие замыслы и обстоятельства жизни поэта на современную им действительность, как духовный мир Пушкина воплощался на экране и в музыке, как эти два разных вида искусства связывались и воздействовали друг на друга. В заключение делается вывод, что трилогия по Пушкину — одно из важнейших произведений не только в творчестве режиссера, но и в развитии полистилистики Шнитке, а также в области рецепции пушкинского наследия в советское время.

Hosted By

Event Logo

Get the App

Get this event information on your mobile by
going to the Apple or Google Store and search for 'myEventflo'
iPhone App
Android App
www.myeventflo.com/2517