Authors
Maria Turgieva1; 1 Sorbonne Université, France Discussion
Мотив пути является одним из основных в романах Гайто Газданова "Вечер у Клэр" и "Ночные дороги". Рассказчики этих произведений пребывают в постоянном движении. Николай Соседов много ходит пешком и часто переезжает из одного города в другой, пока не попадает на войну, где оформляется его мировоззренческая концепция жизни как путешествия. Повествователь "Ночных дорог" работает водителем такси и нередко гуляет по ночному Парижу. Обоих рассказчиков можно причислить к фланёрам. В одиночестве они перемещаются по улицам и с любопытством соглядатайствуют за жизнью разных городов и их обитателями. Они заостряют внимание на мелких деталях, тщательно анализируют увиденное и затем фиксируют это на бумаге, создавая портрет эпохи. Ими движет тяга к неизвестному. Пытаясь остаться незамеченными, рассказчики намеренно растворяются в толпе. Это позволяет им беспрепятственно вести наблюдение, будучи невидимыми. Однако, в отличие от описываемых ими людей, и Соседов, и повествователь "Ночных дорог" не лишаются своих индивидуальных черт, оставаясь собой. Они намеренно обосабливаются от общества, к которому в данный момент принадлежат, так как не разделяют его ценностей и стремлений, и потому ощущают себя изгоями. Во время прогулок или поездок их внимание направлено как вовне, так и вовнутрь: странствие по улицам сопровождается непрерывным процессом авторефлексии, вследствие чего рассказчики на фоне безликой толпы начинают лучше понимать себя самих и смотреть на свою жизнь под другим углом.